
Скелет слона помог разгадать загадку поведения древних людей. Он пролежал в земле 400 тысяч лет
Ценный экземпляр нашли в Риме
Однажды весной, после долгой зимы, старый слон умирал на берегу небольшого ручья недалеко от побережья современной северной Италии. Вскоре появились падальщики. Спустя 400 тысяч лет при строительстве в Казаль-Лумброзо на окраине Рима был обнаружен один из бивней слона, что побудило археологов провести раскопки в непосредственной близости от места находки.
Недавно опубликованное исследование, проведенное Энзой Спинаполиче (Enza Spinapolice) и Франческой Альхайке (Francesca Alhaique), не только проливает свет на обстоятельства смерти слона, но и, что, возможно, еще интереснее, рассказывает о жизни падальщиков, которые им питались.
Оказалось, что падальщики не были гиенами. Они принадлежали к странному виду приматов, ходивших на двух ногах, — ранним кочевым людям, жившим в Европе задолго до того, как люди начали строить дома или даже разводить костры. Они ненадолго остановились, чтобы воспользоваться этой неожиданной находкой.
Это открытие — успешный пример того, как управление археологическим наследием может быть интегрировано в процессы развития и строительства. В случае со слоном римские археологи вышли за рамки своих обязанностей. Они организовали масштабный исследовательский проект, который позволил раскрыть — и решить — интригующую загадку поведения древних людей: что именно эти кочевники-падальщики делали с телом животного?
Сборка пазла возрастом 400 тысяч лет
Четыреста тысяч лет назад людей в Европе было немного, но, вероятно, больше всего их было на берегах Средиземного моря. Их окаменелости встречаются крайне редко, но черепа из Сима-де-лос-Уэсос (что буквально означает «яма с костями») на севере Испании и Суонскомба в Англии свидетельствуют о том, что люди, жившие в то время, были ранними неандертальцами.
К счастью для нас, они оставили после себя не только свои скелеты. Мы также можем изучать их орудия труда, которые были найдены на обширных территориях Европы — вплоть до юга Англии.
Река, в которой погиб слон из Казаль-Лумброзо, принесла с собой пепел от извержения вулкана, которое произошло 404 тысячи лет назад, — значит, слон погиб после этого. Но расположение отложений показывает, что пепел был принесен теплым периодом, который закончился 395 тысяч лет назад. С тех пор стали преобладать более холодные условия.
Итак, эта загадка для археологов была решена в очень узком (с точки зрения археологии) временном промежутке.
В эти теплые периоды в Италии обитало удивительное сообщество животных, включавшее волков, львов, гиен, бегемотов и носорогов. Но венцом всего были слоны с прямыми бивнями. Этот вид был намного крупнее африканского слона и был настоящим экосистемным инженером, открывавшим ландшафты, которые в противном случае были бы покрыты густыми лесами, и повышавшим продуктивность многих других видов.
Этому конкретному животному было под 50 — для слона это старость. Возможно, оно застряло в грязи на берегу реки и умерло естественной смертью. Мы знаем, что такое случалось и в других местах — например, в Поджетти Векки в Тоскане, где семь слонов погибли в горячем источнике, а позже их частично разделали. В Казаль-Лумброзо мы даже знаем, в какое время года умер слон: судя по сброшенным рогам благородного оленя и лани, это была весна.
Люди, бродящие по местности небольшими группами, естественно, не могли пройти мимо этой горы мяса. Хотя на костях слона нет характерных следов от разделки и снятия филе, на них есть следы от ударов молотком, и они были найдены рядом с несколькими небольшими кремневыми орудиями.
Люди разбили несколько костей, возможно, чтобы достать костный мозг. Но они также использовали кости для изготовления инструментов. Это необычное поведение, которое было зафиксировано лишь в нескольких других местах.
В большинстве случаев ранние неандертальцы предпочитали изготавливать свои орудия из кремня и из других материалов, таких, как дерево, которые редко сохраняются до наших дней. Создание костяных орудий иногда считается технологически сложным процессом, указывающим на современный уровень интеллекта.
Технологии этих людей были далеко не такими совершенными, как у «классических» неандертальцев более позднего периода, которые дистиллировали березовый деготь, делали каменные орудия, деревянные рукоятки и регулярно разводили костры. Рассматриваемая группа была достаточно разносторонней, чтобы модифицировать свой технологический арсенал и изготавливать очень маленькие кремневые орудия, а также использовать другие материалы, например слоновую кость.
Они приспособились обрабатывать мелкие кремневые гальки с помощью «биполярной технологии» — метода, который уже был известен на первом археологическом объекте Ломекви в Кении, возраст которого составляет 3,3 миллиона лет. Для этого нужно положить камень, который вы хотите расколоть, на более крупную каменную наковальню, а затем ударить по нему сверху другим камнем. Так галька раскалывается на две части, и из них можно сделать острые осколки.
Некоторые кремневые орудия, найденные в Казаль-Лумброзо, сохранились настолько хорошо, что их можно было проанализировать на предмет микроскопических следов их доисторического использования. Судя по ним, орудия использовались для обработки довольно мягкого материала, что может означать разделку слоновьего мяса, хотя это могло быть вызвано и другими причинами.
У этих ранних неандертальцев также был более сложный технический арсенал. Они принесли на место раскопок ручной топор, сделанный из (и на) большом куске известняка — не самый лучший материал для инструментов, так как он довольно мягкий, но все же подходящий для изготовления такого крупного орудия.
Имея в своем распоряжении лишь несовершенные камни — слишком маленькие или слишком мягкие, — эта группа также осознала потенциал огромных слоновьих костей для изготовления инструментов. Они раскалывали некоторые кости и придавали им нужную форму, отбивая их молотком, — так же они обрабатывали кремень.
Возможно, всего на несколько часов воздух наполнился бы звуками ударов кремня о наковальню, треском ломающихся костей и возбужденными криками людей, нашедших богатый источник пищи. Затем эти древние люди снова отправились бы в путь, возможно, чтобы найти подходящее место для ночлега.
Примерно в то же время — 440 тысяч лет назад — другие древние люди отважились пересечь покрытые льдом районы Англии. Как им это удалось, читайте в тексте.

