
Технологии, вызовы, перспективы: внедрение новых фасадных решений сталкивается с объективными трудностями
Shutterstock/FOTODOM
Елена КОВАЛЕНКО, коммерческий директор компании FRONTSIDE:
Еще не так давно фасадная архитектура была в первую очередь подчинена функциональности: теплоизоляция, защита от внешней среды, долговечность. Однако за последние годы в сфере фасадов произошел серьезный сдвиг — эстетика становится неотъемлемой частью проектируемого здания: девелоперы и архитекторы стремятся не просто «одеть» его, но и создать узнаваемый образ, поддержать позиционирование проекта, усилить его коммерческую привлекательность.
Тепло, но скучно
Навесные фасады появились в России в 1990-х годах, однако массовое распространение получили лишь в начале 2000-х. В конструктивном плане это были в основном довольно простые решения, выполненные с использованием сэндвич-панелей. Несмотря на все функциональные преимущества, уже тогда было понятно, что традиционные сэндвич-панели, производимые по поточным технологиям, имеют ограниченные возможности в части эстетического оформления и индивидуализации форм. Это приводило к однотипности внешнего вида зданий различного функционала, включая промышленные и общественные объекты.
С течением времени ужесточение требований к архитектурно-градостроительному облику в таких крупных городах, как Екатеринбург, Москва, Санкт-Петербург и других, привело к тому, что объекты с использованием стандартных сэндвич-панелей перестали соответствовать новым требованиям. Возникла необходимость в решениях, которые способны сочетать в себе:
• визуальное разнообразие (гладкие и глубоко профилированные панели, переменные глубины и формы);
• широкую цветовую палитру и комбинирование текстур (металл, бетон, керамика);
• нестандартную геометрию (криволинейность, скругления, смещение модулей);
• а также интеграцию света — чтобы скрытая или декоративная подсветка могла стать неотъемлемой частью фасадной композиции.
При этом отказ от быстровозводимых фасадов и замена их на устаревшие традиционные технологии и материалы участниками рынка не рассматривались, поскольку существенно увеличивали капитальные затраты и сроки реализации проектов.
От инновации — к стандарту
Выходом из ситуации в итоге стало развитие модульных фасадных систем.
Девелоперы и архитекторы быстро оценили преимущества модульных фасадов. С одной стороны, технология открывает широкие возможности для кастомизации внешнего вида зданий: любые цветовые решения, сложная геометрия, архитектурная подсветка, идеально гладкие фасады с эстетичными теневыми швами вместо монтажных элементов — все это теперь можно реализовать. В то же время, в финансовом плане использование модульных фасадов оказалось на удивление выгодным: появилась возможность сэкономить и на фундаменте (вес наружных стен, отделанных модульными фасадами, примерно в семь раз меньше, чем стены в один кирпич), и на внутренней отделке, и на строительно-монтажных работах (поскольку сроки строительства здесь на 50-70% короче по сравнению с капитальным зданием). При этом по своим эксплуатационным характеристикам модульные фасады ни в чем не уступали традиционным решениям, а в чем-то (например, по части теплотехнической эффективности) даже превосходили их.
Несмотря на интерес со стороны архитекторов и девелоперов, внедрение новых фасадных решений часто сталкивается с объективными трудностями. Прежде всего это стоимость: современные модульные фасады сложнее в производстве и требуют высокой точности при монтаже.
Кроме того, срабатывает фактор информационного вакуума: пока не так много реализованных объектов, трудно убедить заказчика инвестировать в неизвестное решение. Как правило, новинку заказывают «вслепую» — по 3D-визуализации и описанию, что естественно вызывает опасения.
Стратегический инструмент
Еще один фактор, сдерживающий внедрение новинок, — нехватка квалифицированных специалистов, способных грамотно смонтировать нестандартные фасадные конструкции. Это подталкивает производителей к активному обучению подрядчиков, созданию подробных инструкций и даже к непосредственному участию в проектировании и монтаже фасадов.
Сейчас уже можно с уверенностью говорить о том, что фасадные решения являются стратегическим инструментом девелоперов, ведь архитектурная выразительность объекта влияет на стоимость аренды, продажи, на восприятие бренда. Именно поэтому в диалоге между архитектором, заказчиком и поставщиком фасадных систем все чаще звучит не «какой у нас бюджет?», а «какой образ мы хотим создать?».
В этой новой реальности выигрывают не просто производители, а те, кто понимает логику архитектуры, способны адаптироваться к уникальным задачам и идти на шаг впереди рынка.
Компании, работающие в тесной связке с инвесторами, архитекторами, проектировщиками и строителями, становятся полноценными партнерами в создании новых городских ландшафтов.

