Китай и США: трения неизбежны

Китай и США: трения неизбежны

Китай и США: трения неизбежны

Москва. 30 октября. — В южнокорейском городе Пусан состоялась встреча председателя КНР Си Цзиньпина с президентом США Дональдом Трампом. На эту тему наш политический обозреватель Вячеслав Терехов беседует с заместителем директора ИМЭМО им. Е. М. Примакова по научной работе, профессором РАН Александром Ломановым.

Реакция Трампа: экзальтированный экспромт

Корр.: Трамп назвал встречу с китайским руководителем «потрясающей». А есть сообщения как ее охарактеризовал Си?

Ломанов: Пока китайских материалов, комментирующих встречу, нет никаких. Есть сообщение агентства «Синьхуа», в котором передаются основные тезисы выступления Си Цзиньпина.

Что касается оценок американской стороны, то Трамп как всегда реагирует экзальтированным экспромтом. Он хочет убедить окружающих в том, что встречи с его участием прекрасны и замечательны, и что все крупные мировые лидеры являются его старыми друзьями, с которыми он может решать вопросы неформально. Это та аура, которую Трамп умело создает вокруг себя, но к содержательному плану это никакого отношения не имеет.

Корр.: А отсутствие комментариев со стороны Китая, кроме сообщения «Синьхуа», что означает?

Ломанов: Это типичный китайский подход. Он совершенно понятен. Поскольку политика Трампа очень переменчива, главный акцент в информации об этой встрече сделан на словах, которые говорил Си Цзиньпин, а не Трамп. В сообщении агентства говорится о том, что предстоит совместная работа по созданию торгового соглашения, по решению других поставленных вопросов, но без малейшей детализации конкретных взаимных уступок, процентов торговой номенклатуры и т. д. Это исключительно общее направление решения проблем.

Си Цзиньпин: трения между Китаем и США неизбежны

Корр.: Что касается выступления Си Цзиньпина, на чем агентство делает упор?

Ломанов: То, что выделено агентством, отражает разницу подходов двух лидеров и двух стран. Если для Трампа это необходимость подчеркнуть достижения, которые были получены именно здесь и сейчас по пошлинам, редкоземельным металлам благодаря этой встрече, то для Си Цзиньпина это возможность рассказать о долгосрочных приоритетах Китая. Что к ним относится? В том числе — стабильное развитие китайско-американских отношений, создание механизмов по устранению противоречий в двусторонних отношениях.

Си Цзиньпин признает, что Китай и США – две большие страны, и трения между ними неизбежны. Но все надо решать путем переговоров и мирным путем.

Явно Си Цзиньпин хотел подчеркнуть непосредственно американскому президенту и всей зарубежной общественности, что несмотря на неустойчивость торговых отношений с США и Западом в целом, китайская экономика растет. Си Цзиньпин напомнил о том, что темп роста китайской экономики в третьем квартале составил 5,2%. Для Китая это вполне достойный показатель, который соответствует всем целям, которые были поставлены для обеспечения экономического роста на 2025 год. Более того, Си Цзиньпин вкратце рассказал Трампу о результатах только что состоявшегося пленума ЦК КПК, на котором принят проект нового пятилетнего плана, и о том, какие длительные перспективы развития у китайской экономики. Тем самым Китай дает возможность видеть их и зарубежным партнерам.

Но есть то, что остается абсолютно невозможным

Корр.: В западной прессе перед встречей было много гаданий и, наверняка, и сейчас будет, о том, что Китай пойдет или пошел на уступки с США, сократив закупки нефти у России, а в вопросах Украины Китай примет сторону США.

Ломанов: Я думаю, что если бы Китай был готов встать на сторону США и Запада в сложном российско-украинском конфликте, то у него были возможности это сделать в любое время, начиная с весны 2022 года. В свое время Байден не смог найти соответствующие аргументы для того, чтобы переманить Китай на свою сторону и вообще на сторону западного лагеря, а проходило все наоборот — против Китая вводили все новые и новые технологические ограничения.

Это тогда. А Трамп, придя в Белый дом, сколько ограничений против Китая ввел? И в итоге они привели, фактически, к параличу их торговых отношений. Вспомним, обе стороны, прибавляя по нескольку десятков процентов, довели уровень пошлин до ста с лишним процентов. Учитывая все это, у Трампа нет никаких реальных и весомых стимулов для того, чтобы добиться такого результата.

Корр.: А по Украине?

Ломанов: По имеющимся сообщениям, тему Украины два лидера обсуждали. Трамп, естественно, рассказал о своем понимании проблемы. Я думаю, что Си Цзиньпин рассказал ему, как он понимает проблему. Но то, чтобы именно после этой встречи в Южной Корее Китай резко изменил бы свою внешнюю политику, отказался от стратегического партнерства с Россией и перешел к поддержке политики Запада, представляется не просто крайне маловероятным, а абсолютно невозможным.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.