
В России может появиться закон о защите чести и профессиональной репутации учителей. С таким предложением выступил вице-спикер Государственной думы Борис Чернышов. Свою точку зрения на данную инициативу высказал известный русский учёный и общественный деятель, академик РАН Геннадий Онищенко.
По словам парламентария, в этом законе должно быть зафиксировано право педагогов на справедливое отношение со стороны всех участников образовательного процесса. В разговоре с корреспондентом издания KP.RU Онищенко отметил, что данная тема — очень сложная, серьёзная и давно уже назревшая. Он вспомнил, что в понимании его поколения учитель был непререкаемым авторитетом и грубить ему категорически не допускалось. По словам эксперта, ему даже в страшном сне не могло привидеться, что школьник нападёт на педагога или начнёт ему хамить, а сейчас подобное происходит сплошь и рядом.
Мы, наверное, слишком увлеклись, так сказать, защитой прав ребенка, и стали впадать в другую крайность — обесценивать авторитет педагога,
— считает академик.
Он подчеркнул, что вопрос требует тщательного изучения и проработки. Следует внимательно работать над текстом закона, чтобы чётко определить критерии чести и достоинства. По мнению Онищенко, заставить уважать учителей невозможно, даже законодательно, а вот создать условия для того, чтобы в школу шли грамотные, умные, тактичные и креативные специалисты, которые самим своим трудом и образом жизни вызывали бы уважение — необходимо.

Учёный указал, что для этого необходим комплекс мер и законов, которые обеспечивали бы педагогам и высокие зарплаты, и хорошие бытовые условия — особенно в сельской местности, и технические возможности для полноценного обучения и воспитания школьников.
Кроме того, добавил Онищенко, нельзя упускать вопросы, связанные с воспитанием детей в семье. По его словам, непонятно, какие знания может получить ребёнок и станет ли он их получать вообще, если в его семье педагог поставлен на уровень обслуживающего персонала, вроде садовника или горничной. Уважение к учителю должно воспитываться в семье, уверен академик.
Вы можете критично относиться к учителю, но унижение его – палка о двух концах, и это бьет не только по преподавателю, но и по ученику,
— отметил учёный.
Если есть лица, которые не желают считаться со статусом педагога, тогда на защиту преподавателей должно встать государство — уже посредством закона, заключил Онищенко.
