Винченцо Трани рассказал об управлении бизнесом и адаптации к новым требованиям обеспечения безопасности

Москва. 18 сентября. — «Делимобиль» завершил активную инвестиционную фазу и готов будет вернуться к вопросу о выплате дивидендов по итогам 2026 года. Компания не планирует менять стратегию, в фокусе которой – развитие каршерингового бизнеса в регионах, однако на нее могут повлиять итоги переговоров о приобретении сразу нескольких компаний сектора.
О том, как компания адаптируется к действующим и новым требованиям обеспечения безопасности, а также о подходе к управлению бизнесом с точки зрения психологии и менталитета, в интервью «Интерфаксу» рассказал основатель и председатель совета директоров «Делимобиля» Винченцо Трани.
О дивидендах
ПАО «Каршеринг Руссия» вернется к вопросу о выплате дивидендов по итогам 2026 года, так как сразу после периода активных инвестиций делать это было бы не совсем правильно, заявил Трани.
«Мы всегда будем придерживаться такого возврата к дивидендам, который будет учитывать финансовые показатели компании и не затормозит ее рост. Это будут дивиденды, которые позволят инвесторам получить выплаты, но сохранят возможность дальнейшего роста бизнеса. То есть фокус на рост, но дивиденды будут. Я сомневаюсь, что мы сможем выплатить дивиденды за 2025 год — это было бы не совсем правильно делать сразу после периода бурных инвестиций, но за 2026 год мы точно будем рассматривать возможность выплаты», — объяснил он.
По итогам I полугодия 2025 года «Делимобиль» отчитался о соотношении чистый долг/EBITDA в 6,4х. На показателе, в частности, базируется дивполитика компании, согласно которой при уровне чистый долг/EBITDA менее 3х она стремится направлять на дивиденды не менее 50% от чистой прибыли по МСФО; если он выше — объем дивидендов рассчитывается с учетом текущих потребностей общества в финансировании устойчивого развития и макроэкономической ситуации.
С момента выхода на IPO в феврале 2024 года компания выплатила дивиденды один раз — за I полугодие 2024 года они составили 1 рубль на акцию. Дивиденды по итогам всего 2024 года не выплачивались (чистый долг/EBITDA за период составил 5,1x).
Сейчас компания прогнозирует чистый долг/EBITDA на 2025 год на уровне около 4x, хотя весной прогнозировала, что он составит ниже 3х.
Трани объяснил, что на показатель в том числе повлиял запуск с весны 2025 года тарифа «Навсегда». «Это не ключевой продукт (в отличие от традиционного каршеринга), но он позволяет нам продавать машины из автопарка, срок эксплуатации которых превысил 6 лет. Продукт предполагает долгосрочную аренду автомобиля с последующей возможностью выкупить его в собственность. Но по этой схеме мы все-таки не сразу получаем денежные средства за машину и снижаем чистый долг/EBITDA, а наращиваем этот показатель. Это и есть причина, по которой наш чистый долг/EBITDA на сегодняшний день достиг 6,4х», — сказал он.
За I полугодие компания продала около 600 машин по тарифу «Навсегда» и более 800 машин через сервис «Купимобиль». В июле — более 300 автомобилей по тарифу «Навсегда», через «Купимобиль» — более 320. Всего, с учетом тарифа «Навсегда», в 2025 году «Делимобиль» планирует продать 4-5 тыс. авто.
«Продукт (тариф «Навсегда» — ИФ) нам позволил реализовывать вовремя и по хорошей цене автомобили, удовлетворяя наши стратегические цели, в числе которых не только предоставление услуг каршеринга, но и предоставление других услуг, которые можно выстраивать вокруг core-бизнеса. То есть при необходимости в ликвидности мы можем не только выпускать новые облигации, но и можем реализовать крупную партию авто по тарифу «Навсегда», но все же это не такой выгодный инструмент», — объяснил Трани.
По его словам, компания не планирует корректировать дивполитику, несмотря на влияние нового тарифа на это соотношение: с одной стороны, со временем это влияние сгладится, а с другой — общая стратегия развития бизнеса остается прежней.
О стратегии
Весной в руководстве «Делимобиля» произошли перестановки. Помимо возвращения Трани в совет директоров ПАО «Каршеринг Руссия» на позицию председателя, пост гендиректора компании занял выходец из «Азбуки вкуса» Владимир Садовин, который с декабря 2023 года входил в совет как независимый директор. Экс-СЕО Елена Бехтина, наоборот — перешла в совет директоров и возглавила комитет по стратегии при СД.
«Обычно в компаниях ключевые фигуры — это CEO -1; а у нас реально ключевые, кроме СЕО -1, это председатель совета директоров в моем лице как основателя, а также глава комитета по стратегии. Это помогает создать некую командную работу, в рамках которой решения принимает коллегиальный орган. Всего в совете директоров три комитета: по аудиту, по вознаграждениям и номинациям, по стратегии. Последний из них является основным драйвером формирования стратегии роста компании. То есть в нашем случае гендиректор будет консультироваться не только с основателем, а, в том числе, с комитетом по стратегии, на уровне которого как раз создается бизнес-миссия и бизнес-тренд в рамках созданной стратегии», — объяснил Трани.
«Делимобиль» позиционирует себя как федеральный каршеринг и на базе этого «ядра» развивает сопутствующие услуги, такие как техобслуживание машин, продажа автомобилей из своего парка, реклама (пока вклад дополнительных услуг в структуру выручки — до 10%).
В 2024 году — I полугодии 2025 года компания работала в активной инвестиционной фазе, наращивая автопарк и сеть собственных станций техобслуживания (СТО). Далее компания в своих материалах указывает на переход к стратегии «осторожной экспансии» и «эффективного роста».
По словам Трани, сейчас компания занимает около 40% на российском рынке каршеринга с точки зрения размера автопарка, который насчитывает 30,7 тыс. авто (в 2024 году компания нарастила автопарк на 19%, до 31,7 машин).
На май 2025 года сеть СТО объединяла 15 станций общей площадью 40 тыс. кв. м. Также у компании есть собственный распределительный центр автозапчастей и компонентов площадью 13 тыс. кв. м. За I полугодие 2025 года расходы на аренду и эксплуатацию операционной инфраструктуры составили 648 млн рублей против 187 млн рублей за I полугодие 2024 года.
Задачей комитета по стратегии являются поддержание курса принятой стратегии на фоне усиленного фокуса на эффективность. «Если до этого мы больше фокусировались на развитии бизнеса группы, а на расходную часть больше смотрели в параллельной плоскости, то теперь мы усилили фокус на эффективность. Потому что инвестиции в инфраструктуру, которые мы хотели делать, мы сделали и теперь хотим увидеть достижения эффективности этих инвестиций», — отметил Трани.
Также в задачах комитета — дальнейшее развитие каршеринга в регионах и ценовая политика.
В рамках текущей стратегии «Делимобиль» до конца 2025 года не планирует наращивание автопарка за счет собственных инвестиций и расширение сети СТО. Также компания не планирует дополнительные выпуски облигаций до конца года.
С этого года компания использует партнерскую модель для привлечения автомобилей в свой парк (партнеры получают часть прибыли от использования их авто в каршеринге «Делимобиля»). Трани добавил, что сейчас порядка 10% парка «Делимобиля» составляют партнерские машины.
В 2026 году компания планирует продать 6-8 тыс. автомобилей, часть из которых будут доступны в тарифе «Навсегда».
Окупаемость инвестиций в собственную инфраструктуру ожидается примерно за 2 года. Кроме того, эти инвестиции создали ситуацию, в результате которой компания получила чистый убыток в 1,9 млрд рублей по итогам I полугодия. Тем не менее, по словам основателя «Делимобиля», компания вернется к прибыли в краткосрочной перспективе.
Что касается более долгосрочных планов, то в течение следующих пяти лет «Делимобиль» нацелен на то, чтобы регионы обеспечивали 80% выручки от услуг каршеринга, пока же 50% выручки от каршеринга обеспечивает Москва.
Стратегические цели по запуску 3-5 новых городов ежегодно компания пока не меняет.
О потенциальных сделках
«Дальше будет видно. На дальнейшую стратегию будет, в том числе, влиять одна очень важная задача, которая перед нами стоит — это покупка другой каршеринговой компании, в этом направлении мы сейчас активно смотрим», — рассказал Трани.
По его словам, сделки пока нет; обсуждение длится несколько месяцев — то есть переговоры находятся на начальном этапе.
«Это предметный разговор, но договоренностей нет. И, если быть откровенным, у нас идут разные разговоры с разными контрагентами. Не надо забывать, что наша стратегия предусматривает развитие в регионах, мы всегда верили в нее и продолжаем верить. И мнение, что у нас всего четыре каршеринговые компании неверное. Это в Москве четыре каршеринговые компании, а в регионах — больше. То есть мы рассматриваем возможность покупки и компании из «четверки», и компании, которая работает в регионах», — подчеркнул он.
Говоря о потенциальных источниках финансирования сделок, Трани указал на потенциальную возможность предоставления средств через компанию-владельца ПАО «Каршеринг Руссия».
«Когда будут договоренности о сделках, тогда будет выработана и схема финансирования. Но в целом у нас есть возможности их финансирования. Не надо забывать, что учредители поддерживают развитие «Делимобиля». И если вы посмотрите на баланс ООО «Делимобиль Холдинг», которое выступает акционером ПАО «Каршеринг Руссия», вы там заметите очень большой объем финансов. Моя точка зрения: если акционер должен помогать, чтобы обеспечить рост — он помогает. Поэтому мы готовы, в том числе, обеспечить рост за счет покупки компании, но готовы и обсудить возможность некоего слияния, по итогам которого мы бы остались в лидерах. Мы, как учредители, готовы оказать помощь для покупки дополнительной каршеринговой компании, и я думаю, что сейчас правильный момент для M&A», — заявил он.
Названия потенциальных компаний для приобретения Трани не раскрыл, не рассказал он и о том, как сделки, в случае их совершения, могут повлиять на рыночную долю «Делимобиля».
При этом «Делимобиль» и лично Трани не видят интереса к участию в pre-IPO каршерингового сервиса BelkaCar, хотя соответствующее предложение поступало. «Да, мы получили предложение. Но для себя и «Делимобиля» мне представляется интереснее покупка или слияние на определенных условиях. И мы не видим интерес к участию в pre-IPO», — сказал он.
Об итальянском подходе к бизнесу
Основатель «Делимобиля», который косвенно владеет долей в 53,25% (данные из проспекта к выпуску облигаций, опубликованном в июле 2025 года), продавать бизнес не планирует.
«Если вы посмотрите на основателей итальянских компаний — вы очень редко увидите, какого-то основателя, который продал свой бизнес. Также редко вы увидите основателей, которые работают с кем-то в равном партнерстве внутри компании, которую создал. Почему так? Потому что бизнес для нас — это семья. Мы управляем этим бизнесом, как будто это ребенок, и члены нашей команды являются для нас уже членами семьи. Поэтому смотрю на «Делимобиль» как на своего ребенка, на своих коллег — как на часть семьи. У меня нет других детей, кроме своего бизнеса. Это очень важно для понимания психологии, которая за этим стоит. Именно поэтому нет планов по продаже «Делимобиля»», — объясняет Трани свой подход к ведению бизнеса.
Тем не менее, если в какой-то момент появится потенциальный партнер, сотрудничество с которым приведет к кратному росту бизнеса, то Трани допускает готовность работы с ним. Однако на сегодняшний день он не видит на рынке потенциального партнера с достаточным опытом.
«Вопрос в другом, что хорошо для компании. Если в какой-то определенный момент — через сотрудничество или слияние или иные форматы — компания может стать объективно в 6-7 раз больше, потому что (потенциальный — ИФ) партнер способен дать что-то, чего не могу я, тогда подобный шаг будет иметь смысл, отдать часть доли, чтобы компания «выстрелила». На сегодняшний день я вижу, что компания может продолжать рост сопоставимо с тем, как как она делала на протяжении всего этого времени со мной, и на сегодняшний день нет другого (потенциального — ИФ) акционера, который мог бы сделать так, чтобы компания развивалась быстрее. Потому что нет опыта. Я открыл рынок каршеринга в России, я погружен в него с самого начала, знаю сложности, плюсы и минусы. Поэтому я считаю, что максимальную value в этой компании могу дать я как акционер. Именно по этой причине я не планирую как раз уходить из состава акционеров. Но если появится акционер, который на самом деле докажет, что благодаря ему компания способна вырасти в 6-8 раз, я был бы готов с ним работать», — заявил основатель «Делимобиля».
Рассуждая о пороговом значении, ниже которого Трани не готов сокращать свою долю в «Делимобиле», он заметил: «Честно говоря, мне настолько неприятно думать об этом, что я ответил бы, что мне не хочется даже на 0,1% долю сокращать. И именно поэтому мы выходили на IPO с маленькой долей (free float составил 9% — ИФ). Сейчас мы не планируем расширять состав акционеров, компания может развиваться сама. Поэтому, скажем так, кроме экстренных предложений, которые могут быть действительно очень-очень-очень полезны… Думаю, я как Джорджио Армани, буду умирать на работе в этой компании, в этом офисе».
О регулировании
В рамках раскрытия полугодовых финпоказателей топ-менеджмент «Делимобиля» оценил негативный эффект от геолокационных проблем на уровне до 10% от выручки. В целом проблемы с геолокацией и мобильным интернетом наблюдаются с 2022 года, однако за последние 1-2 месяца они усугубились, объясняли в «Делимобиле» в августе. Это приводит к тому, что пользователи не могут найти автомобиль в соответствии с локацией, указанной в приложении; с другой стороны механики не всегда могут оперативно найти машину для ее обслуживания.
Трани сообщил, что компания обратилась с просьбой включить ее в перечень сайтов, которые продолжат работу при ограничениях интернета. Тем не менее, в целом компания не ожидает «улучшения ситуации с геолокацией до конца 2025 года» (хотя очень надеется), и разрабатывает собственные решения для улучшения определения машин и их местоположения (при помощи фотографий).
Что касается введенной с 1 сентября верификации пользователей каршеринга в Москве через портал «Мос.ру», то Трани подобные ограничения воспринимает как инструмент «очищения» рынка.
«Я на различные ограничения смотрю с высокой долей оптимизма, потому что они «очищают» рынок. Есть разные виды клиентов и разные проблемы, которые могут создавать клиенты. «Мос.ру» — хорошая система, которая увеличивает диджитализацию города и способна обеспечить определенный уровень безопасности, который способен сократить расходы каршеринговых компаний. Поэтому на это решение я смотрю не пессимистично. Работа по «Мос.ру» ведется в партнерстве с городом, мы двигаемся в одной траектории, знаем заранее в каком направлении идет это движение — за такие отношения мы городу очень признательны. Пока это нововведение не повлияло на наши показатели», — объясняет он.
Однако с учетом того, что каршеринговый бизнес развивается не только в Москве, но и в других регионах России, важно обеспечить клиенту «свободу бесшовного перемещения между городами и доступ к каршеринговому авто, как альтернативному средству передвижения между городами», добавил он.
«У нас действуют тарифы для перемещения на каршеринге «Делимобиля» между городами. Поэтому разница в правилах Москвы и других городов в этом срезе создает для нас проблему. Это не только вопросы идентификации, но и разница в оплате парковок. Мы бы очень хотели, например, чтобы клиент из Москвы мог завершить поездку в Туле и наоборот. Но, к сожалению, разные правила эту возможность ограничивают. Думаю, со временем в этом направлении произойдут изменения, мы вернемся к фокусу на межгородские передвижения, в том числе туристов, которые могут не быть зарегистрированы в «Мос.ру», через упрощенный процесс», — надеется Трани.
«Делимобиль» запущен в 2015 году и сейчас представлен в 16 городах России. В I полугодии 2025 года выручка «Делимобиля» увеличилась на 16% — до 14,7 млрд рублей. EBITDA составила 1,9 млрд рублей, сократившись на 34%; рентабельность EBITDA составила 13% против 23% в 2024 году.
