
США не могут себе позволить списать Европу со счетов, несмотря на радикальный настрой ЕС в отношении украинского конфликта, кризис политических элит и вал экономических проблем, Штатам остается лишь скорректировать нынешнюю европейскую траекторию.
В новой стратегии национальной безопасности (СНБ) США Европе поставлена на вид безответственная политика саморазрушения. Создается впечатление, что СНБ написана по мотивам знаменитого эссе Освальда Шпенглера столетней давности «Закат Европы», где тот тоже предупреждал ее о саморазрушении. Воровство российских активов – еще один знак такой деградации.
«Принцесса войны»
Радикальная позиция ЕС по вопросам континентальной безопасности, когда несговорчивая глава европейской дипломатии Кая Каллас высказывает непомерно жесткую позицию по Украине, как и воровство российских активов, вызывает разобщенность на Западе и лишь подливает масла в огонь украинского конфликта.
Не зря чиновницу называют «принцессой войны» – такова цена легитимации в европейском политическом поле. Ее позиция насколько объяснима в логике прибалтийской русофобии, рьяной носительницей которой является эстонка Каллас, настолько примитивна и предсказуема.
Каллас – дочь красного банкира (ее отец был высокопоставленным партократом в Таллинне, потом возглавил эстонское отделение Сбербанка СССР) и внучка нациста по материнской линии.
Дедушка Каи Каллас воевал на стороне Гитлера в эстонском бандформировании «Омакайтсе», которое вело боевые действия против советских партизан и занималось истреблением евреев.
«Омакайтсе» охраняло границы оккупированной немцами Эстонии. Его особая задача состояла в том, чтобы в сытую Эстонию не проникали голодающие из соседней Ленинградской области. Чего же тогда удивляться деструктивной позиции Каллас?
Как говорится, яблоко от яблони, лучшая иллюстрация корней европейской русофобии, которая настолько иррациональна, что подрывает европейские экономические интересы. Чего стоит хот бы отказ от закупок «идеологически неправильного» российского газа, который был значимым фактором стабильности экономики ЕС.
Вот и упорный отказ госпожи Каллас от переговоров с президентом России Путиным фактически исключил ЕС из мирного процесса по Украине, в итоге укрепил российские позиции и ослабил европейскую политическую субъектность.
Впрочем, сомнительный суверенитет евробюрократии, легитимирующей себя через русофобию, давно стал притчей во языцех, и ходульная дипломатия от Каи Каллас – отличное подтверждение этому. Более того: лидеры ЕС еще и готовятся к войне с Россией к 2030 году – русофобия в одном ряду с паранойей.
Это настолько далеко зашло, что моральным состоянием еврочиновников обеспокоились их американские коллеги. В СНБ США так и отмечается, что в Америке привыкли думать о европейских проблемах с точки зрения недостаточных военных расходов и экономической стагнации – и в этом есть доля правды, но реальные проблемы Европы еще глубже. Так философское эссе Шпенглера оказалось востребованным век спустя в реальной политике.
В ловушке политического кризиса
В СНБ-2025 отмечается, что континентальная Европа потеряла долю в мировом ВВП – с 25% в 1990 году до 14% сегодня. И это происходит из-за национальных и транснациональных нормативных актов, которые подрывают творческий потенциал и трудолюбие европейцев.
Однако экономический спад затмевается еще более суровой перспективой уничтожения европейской цивилизации. Более серьезные проблемы, стоящие перед Европой, заключаются в деградации ЕС и других транснациональных структур, которые подрывают политические свободы и суверенитет, отмечается в СНБ
В фокусе внимания в стратегии оказалась и миграционная политика, которая трансформирует континент и сеет раздоры. Среди проблем ЕС названы цензура слова и подавление политической оппозиции, снижение рождаемости, потеря национальной идентичности и уверенности в себе.
Если нынешние тревожные тенденции сохранятся, отмечается в СНБ, то через 20 лет континент станет неузнаваемым, а обеспечить жизнеспособность ЕС станет затруднительным.
В этой связи США заинтересованы в скорейшем прекращении военных действий на Украине с целью стабилизации европейских экономик и восстановления стратегической стабильности с Россией. Речь и о послевоенном восстановлении Украины, чтобы обеспечить ее жизнеспособного как государства.
В США обеспокоены тем, что украинский конфликт привел к «порочному эффекту увеличения внешней зависимости Европы, особенно Германии. Сегодня немецкие химические компании размещают свои перерабатывающие заводы в Китае, что позволяет использовать российского газ, который они не могут получить дома».
В СНБ открыто признается тот факт, что администрация Трампа находится в противоречии с европейскими чиновниками, которые придерживаются нереалистичных военных ожиданий, связанных с украинским конфликтом – прямо-таки словесный портрет Каи Каллас.
Неслучайно американская стратегия вызвала небывалый переполох в среде евробюрократии, а Дания на фоне разногласий о принадлежности Гренландии даже объявила США потенциальной угрозой национальной безопасности.
Но авторы СНБ пошли еще дальше. Они считают, что в ЕС укоренились нестабильные правительства представляющие интересы меньшинств. Большое европейское большинство хочет мира, но его желание не воплощается в политике из-за правительств, подрывающих принципы демократии. Европа в ловушке политического кризиса.
Симметричный ответ
Тем не менее, констатируется в СНБ, Европа остается стратегически важной для США. Трансатлантическая торговля остается одним из столпов мировой экономики и американского процветания, а европейский промышленный сектор все еще остается одним из самых эффективных.
Европа – «дом для передовых научных исследований», и США не могут себе позволить списать ее со счетов. Цель США – скорректировать нынешнюю траекторию Европы, сделать ее сильной, чтобы «помешать любому сопернику доминировать в ней».
Сначала США ослабили Европу, а теперь «спасают» ее. «Любой соперник» в СНБ прямо не назван, но и так понятно, что подразумеваются Россия и Китай, которые в таком качестве ранее уже упоминались в стратегических документах США. В Европе они делают демагогическую ставку на страны, «жаждущие восстановить свое былое величие».
В СНБ провозглашен курс на открытие европейских рынков для товаров и услуг из США, которые выступили против планов ЕС использовать замороженные российские активы для военных нужд Киева. Американская дипломатия отстаивает идею о том, что эти деньги нужны для достижения мирного соглашения, а не продолжения боевых действий.
В унисон с Соединенными Штатами выступают лишь отдельные политики Европы. Так, президент Словакии Петер Пеллегрини, заявивший, что заблокированные в ЕС активы России следует направить на восстановление Украины, а не на продолжение военного конфликта.
Передача Украине российских активов для закупки вооружений не приведет к ее победе. Это при том, что изъятие активов нарушает и международное право, и соответствующий регламент самого ЕС.
Крайней останется Бельгия, премьер-министр которой назвал воровством предложение Еврокомиссии использовать активы России для Украины и даже пригрозил подать в суд на ЕК.
Бюрократия ЕС на данный момент является самой массовой «пиратской» партией на континенте, ратующей за продолжение войны. Так, Европа убеждает Зеленского не соглашаться на вывод войск из Донбасса, препятствует США додавить Зеленского.
Несмотря на более трезвую позицию США по украинскому вопросу, пиратская логика в их действиях тоже доминирует. Соединенные Штаты ищут чем-бы поживиться на Украине, редкоземы которой продолжают манить Трампа.
Даже если он заявит, что это «война Европы» и выйдет из мирного процесса, то все равно продолжит поставлять оружие Украине, кормить американский ВПК. Пиратская афера с активами России провалится уже потому, что США тоже положили на них глаз. Такова логика пиратов XXI века: Кая Каллас угрожает, что от украденных активов ничего не останется. Но в любом случае Россия даст симметричный ответ.
