
Путин ввел мораторий на обнуление топливного демпфера с октября по май
Москва. 12 октября. — Расчет топливного демпфера с октября 2025 года по май 2026 года будет производиться без учета отклонения средних оптовых цен на дизельное топливо и 92-й бензин от предельных отметок, сообщается в указе президента РФ Владимира Путина, который размещен на портале официального опубликования правовых актов.
Таким образом, глава государства на семь месяцев ввел мораторий на обнуление топливного демпфера.
Кроме того, документ выводит из-под акциза производство зимнего дизельного топлива путем смешения его других сортов с авиакеросином вне нефтеперерабатывающих заводов.
Мораторий для демпфера
Бюджет выплачивает демпфер как субсидию нефтяным компаниям, чтобы те сдерживали внутренние цены на топливо при высоких экспортных нетбэках. Но если оптовые цены на топливо в России слишком сильно растут и в среднем за месяц отклоняются от установленных в Налоговом кодексе цен (более чем на 10% по бензину и 20% — по дизелю), то демпфер за этот месяц не выплачивается. Такая ситуация возникала уже дважды. В разгар ценового кризиса на топливном рынке в сентябре 2023 года нефтяники не получили из бюджета выплаты по демпферу из-за высоких биржевых цен и на бензин, и на ДТ. А по итогам августа 2025 года нефтяники остались без бензинового демпфера.
Еще недавно регуляторы обсуждали вопрос повышения цены для обнуления топливного демпфера — задним числом с сентября на 10 процентных пунктов. Между тем, глава «Газпром нефти» Александр Дюков заявлял, что топливный демпфер требует более существенной донастройки. В частности, говорил Дюков, правительство РФ необходимо наделить правом на приостановку обнуления выплат в условиях форс-мажорных обстоятельств.
В последние несколько недель средняя стоимость 92-го бензина и дизельного топлива на Петербургской бирже находится на рекордах на фоне плановых и внеплановых ремонтов НПЗ. В России действует запрет на экспорт бензина для всех участников рынка, с 1 октября вступил в силу запрет для непроизводителей на экспорт ДТ, а также судового топлива и прочих газойлей. Тем временем, вице-премьер Александр Новак направил в адрес премьер-министра РФ Михаила Мишустина предложения о мерах дополнительной поддержки внутреннего топливного рынка. Теперь введен мораторий на обнуление топливного демпфера с октября по май.
Глава Российского топливного союза Евгений Аркуша высказывает опасения, что введение моратория на обнуление топливного демпфера вызовет рост оптовых цен, которые в настоящее время уже сравнялись, а в некоторых регионах даже превысили розничные цены. «В этом случае цель для розничного сектора — сдерживание цен в пределах инфляции по индексу потребительской инфляции (ИПЦ) — приведет к сильному диспаритету стоимости топлива в опте и рознице. То есть в розничном ритейле экономическая ситуация ухудшится ещё больше. Особенно негативно эта проблема скажется на работе частных АЗС», — считает он.
«На этом фоне становится ещё более актуальным переход к таргетированию роста цен на АЗС по широкому композитному индексу. При его расчете кроме ИПЦ должны учитываться следующие составляющие: динамика изменения МРОТ и средней зарплаты в РФ; рост налоговой (включая акцизы) и кредитной нагрузки; увеличение тарифов (транспортных, ЖКХ); рост стоимости обновления основных средств. Тем более, что председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина недавно отметила, что фактор рост цен на бензин в силу своей сезонности не является источником устойчивой инфляции», — добавил Аркуша.
Акциз для зимнего ДТ
Зимний дизель выпускается в России в том числе путем смешивания летнего ДТ и авиационного керосина на нефтебазах. Несколько лет назад был введен дополнительный акциз при осуществлении такого компаундирования — производитель платит разницу в акцизах между керосином и дизелем. Однако суммы доначислений оказались огромны, многие участники рынка отказались от этого вида бизнеса, в итоге предложение объемов зимнего ДТ со стороны нефтебаз сильно сократилось. Опубликованным указом президента дополнительный акциз на такой вид выпуска зимнего ДТ отменен.
Управляющий партнер трейдера «Пролеум» (крупнейший частный топливный трейдер РФ) Максим Дьяченко отмечает правильность этого решения. «Таким образом зимнее дизельное топливо можно произвести на любой нефтебазе. В условиях, когда есть опасения дефицита зимнего ДТ, подобное решение поможет насытить этого сегмент рынка. Кроме того, логично было бы также временно отменить акциз на бензин газовый стабильный и акциз на 92-й 95-й бензин евро пять, произведённый не на крупных НПЗ. По нашим оценкам, это могло бы дать рынку порядка 100 тыс. т 92-го 95-го бензина, что облегчило бы положение дел в бензиновом секторе», — сказал он.
