Стройка без границ: как Россия побеждает зависимость от импортных материалов

Shutterstock/FOTODOM Российская строительная отрасль в целом выстояла перед внешними шоками 2022–2025 годов. Импортозамещение оказалось реальным в большинстве простых и средне-технологичных сегментов – стройки не встали, материалы на площадках есть. Появились даже «каталоги импортозамещения» для строителей. Например, НОСТРОЙ уже несколько лет ведет активную работу по обеспечению строительных площадок России качественными материалами, создав при поддержке Минстроя России Каталог импортозамещения и Национальный реестр добросовестных производителей (НРДП). Как обстоят дела с ввозом и параллельным импортом в строительной области, «Стройгазете» рассказала основатель Бюро международных проектных поставок «КАСТОМ» Татьяна Винницкая.

Доля импорта составляющих и комплектующих в строительстве в 2022 году достигала 60%, но к 2023-му сократилась примерно вдвое благодаря развертыванию программ импортозамещения и наращиванию отечественного выпуска. Однако тотальной независимости достичь пока не удалось. Критичные узкие места – высокотехнологичное оборудование, спецтехника, премиальные и уникальные материалы – сохраняют зависимость от импорта, теперь — из других, «дружественных» стран.
Что удалось существенно заместить
Российские производители полностью или почти полностью закрыли потребности строительной отрасли в сферах базовых стройматериалов, металлоконструкций, инженерных коммуникаций, лифтов и эскалаторов, отделочных материалов массового сегмента (керамическая плитка типовых размеров, керамогранит стандартных серий, обои, ЛКМ эконом-класса), сантехники бюджетного сегмента, простой строительной техники и инструмента. Отечественная промышленность освоила выпуск некоторых видов легкой спецтехники (например, мини-погрузчики и др.), что вместе с поставками из Беларуси закрывает часть спроса. Ручной инструмент и оснастка российского производства тоже присутствуют.
Где сохраняется критическая зависимость
Тем не менее, существенная доля рынка в строительной индустрии остается критически зависимой от импорта.
Так, например, высокотехнологичное инженерное оборудование, такое как насосные станции, системы вентиляции и кондиционирования, котельные установки, лифтовая электроника, системы автоматизации, прецизионные HVAC-системы для нужд строительства мы сейчас завозим в основном из Китая и, частично, из Индии. Их качество не всегда удовлетворяет российского заказчика. Полностью заменить европейские аналоги здесь не удалось. Поэтому под каждый такой кейс, где европейские бренды незаменимы, разрабатываются схемы параллельного импорта.
Приведу пример из нашей практики. В рамках регионального инвестпроекта заказчику потребовалось специализированное вентиляционное и климатическое оборудование из Европы – модульные HVAC-системы и распределительные шкафы автоматики, рассчитанные на точное поддержание микроклимата в помещениях с переменной нагрузкой. Российские и китайские аналоги либо не выдерживали требуемого диапазона температур, либо имели несоответствие по энергоэффективности и шумности. Индивидуальная схема параллельного импорта позволила закупить оборудование у дистрибьютора в Италии через партнерскую компанию в третьей стране и далее отправить в Россию. В итоге заказчик запустил легальные системы вентиляции и кондиционирования европейского качества по графику, без простоев и штрафов, в рамках предварительно согласованного бюджета.
Продукция премиального и специализированного класса. Например, более 90% крупноформатной плитки теперь завозится из Индии и Узбекистана, почти весь архитектурный стеклопакет для небоскребов – из Китая или Европы. Однако элитная сантехника, фасадные материалы, дизайнерская фурнитура, «умные дома» премиум-уровня поставляются под заказ по индивидуально разработанным стратегиям ввоза по альтернативным каналам закупок.
В нише спецтехники тяжелого класса: экскаваторов, бульдозеров, башенных кранов, дорожных фрез зависимость от импорта остается почти полной. При этом 65% рынка занимает китайская техника, присутствует немного турецкой и индийской продукции.
Зачастую критические компоненты для российской продукции импортные. Производство качественной плитки и сантехники зависит от импортной глины (каолина), месторождения которой находятся в Британии, Германии, Украине и которые сейчас недоступны. Хотя есть и удачные случаи импортозамещения: например, завод Керама Марацци завозит глину из-под Оренбурга.
Связующие смолы и пигменты для лакокрасочных изделий теперь мы импортируем из Китая или Индии.
Многоходовый импорт в строительной отрасли
Рынок приспособился: товары идут окольными маршрутами, расчеты переведены в альтернативные валюты (рубль, юань, рупия), а роль технических импортеров резко возросла. Специализированные ВЭД-компании берут на себя всю цепочку – от выкупа товара через третью страну до его сертификации в РФ, что позволяет девелоперам получать необходимое оборудование «под ключ».
Структура импорта сместилась: доля ЕС, США, Японии упала до минимальной, более 80% импорта теперь обеспечивает Китай, Турция, Индия, страны ЕАЭС и Ближнего Востока. Есть небольшая доля параллельного импорта европейских товаров через третьи страны. Торговля с Китаем в 2024-м обновила рекорд (244,8 млрд долларов по данным таможни КНР), но темпы роста в 2024-2025 замедлились из-за платежных затруднений. Расчеты и комплаенс стали длиннее и дороже.
КНР доминирует в сегментах техники и оборудования. По строительной технике доля китайских брендов в РФ — подавляющая; в 2024–2025 число китайских марок на рынке выросло до 150+ (против 37 в 2022), топ-5 — сплошь китайцы: SANY, XCMG, Zoomlion, LiuGong и Shantui, а также Lonking, Changlin, Shehwa. Интересно, что среди экспортеров стали укреплять свои позиции такие страны, как Армения, Азербайджан, Сербия, Израиль, Саудовская Аравия, Бангладеш, Вьетнам, Филиппины, Иран, Ирак, Египет, Абхазия, Грузия, Молдова. И тут уже сложно сказать, это реальные изготовители, вышедшие на российский рынок или через эти юрисдикции реализуются схемы параллельного импорта.
Как выстраивать импорт в 2025 году
ВЭД как сервис. Многие застройщики и девелоперы не готовы самостоятельно вести сложные ВЭД-операции. Помогают профессиональные ВЭД-партнеры — заключают внешний контракт, проводят валютные платежи, сертифицируют, растаможивают груз, а затем продают его конечному заказчику внутри РФ за рубли, с НДС. Это снимает со строительных компаний массу проблем – не нужны свои отделы ВЭД, лицензии, валютный контроль. Услуги стоят 1–15% от стоимости партии, в ряде случаев это эффективнее содержания собственного ВЭД-отдела.
Сроки с запасом. Расчеты сейчас идут медленно; банки усиливают комплаенс, иногда отказывают, платежные агенты не всегда эффективны. Простая мера — «коридоры» валютного риска в контракте и привязка платежей к вехам (FAT/отгрузка/прибытие/ввод).
Стандартными стали маршруты через «восточные ворота» — морской транспорт через Дальний Восток, сухопутные пути через ЕАЭС и ближневосточные узлы (ОАЭ/Турция). Каждый «коленвал» добавляет время, документы и точки отказа, так что полный предварительный анализ по нескольким сценариями отгрузки остается обязательным.
Классификация по кодам ТН ВЭД. Правильное определение 10-значного кода – целая наука, и ошибки ведут к проблемам. Некоторые импортеры намеренно искажают описания товара, чтобы провести его под кодом с меньшей пошлиной или без санкций. Таможня усилила контроль: случаи неверной классификации грозят пересчетом пошлин и штрафами. Постоянные обновления санкционных списков кодов вынуждают отслеживать их и порой изобретать новые описания, лишь бы код не совпал с запрещенным. Профессионалы рынка помогают лавировать между требованиями и находить допустимые законом варианты.
Соответствие российским техрегламентам. Импортные стройтовары должны соответствовать российским техническим регламентам (ТР ТС). Ушедшие западные производители не предоставляют необходимых сертификатов, поэтому импортеры вынуждены самостоятельно сертифицировать продукцию через аккредитованные центры в ЕАЭС. Это долго и дорого. Особенно трудно с инженерным оборудованием – необходимо подтверждать безопасность лифтов, котлов, электроаппаратов без поддержки завода-изготовителя. На сертификацию уходит до полугода.
Товары двойного назначения. Строительное оборудование, подпадающее под критерии военного или двойного применения — отдельная проблема. Это мощные насосы, генераторы, станки, электронные компоненты, беспилотные геодезические аппараты. Таможня требует заверений об гражданском использовании, банки отказываются проводить платежи, а западные поставщики вообще боятся продавать. Строителям приходится доказывать, что закупка осуществляется не в военных целях. Часть товаров запрещена санкционными списками. Здесь выручает только параллельные каналы через третьи страны.
«Сборочные» схемы на территории РФ. Крупные игроки локализуют финальную сборку товаров, чтобы обойти высокие ввозные пошлины и санкции. Например, некоторые виды инженерного оборудования завозятся как комплекты деталей, с последующим СКД-монтажом (semi-knockdown) на российском предприятии — тогда продукт считается «сделанным в России». Китайские башенные краны или бульдозеры могут поставляться в разобранном виде, а сборочные площадки доводят их до готовности. Это упрощает прохождение таможни, и дает формальный статус «отечественного» изделия, что важно для государственных заказов. Для этого создают совместные предприятия.
Рост поставок через дружественные страны. Российский заказчик часто просит работать не напрямую, а через партнера в ОАЭ, Турции, Казахстане и т.д. Оформление транзита тоже имеет свои тонкости – были случаи, когда Турция убирала Россию из списка стран назначения, требуя оформлять импорт в самой Турции (с уплатой их пошлин и НДС). Импортеры адаптируются, но цепочки удлиняются.
Европейский поставщик отказался подтверждать отгрузку системы центрального кондиционирования для бизнес-центра класса A в Москве из-за санкций. Привлечение турецкого переговорного партнера позволило перераспределить логистику на турецкий порт Мерсин, и организовать последующий транзит через Грузию с оформлением полного пакета разрешительных документов. Благодаря комплексному сопровождению ВЭД-операции проект успешно состоялся: генподрядчик получил оборудование с гарантией поставки запасных частей в рекордный срок — за две недели.
О чем еще нужно подумать
Экономия времени и снижение операционных рисков дадут больший эффект, чем «выбивание» скидок у поставщика. Импорт стал дороже в управлении. Экономия на цене «съедается» курсом, логистикой и сервисом. Стоимость импортных поставок управляется не торгом, а проектной дисциплиной договора и исполнения.
Соглашение об уровне обслуживания (Service Level Agreement). Для китайской техники и инженерных решений прописывайте сроки реакции, обменный фонд узлов/агрегатов и KPI по доступности. Иначе TСО (Total cost of ownership — совокупная стоимость владения) уедет выше планового значения.
Диверсификация поставщиков. Держите по 2–3 альтернативных поставщика каждой критичной позиции, плюс «прокладку» через ОАЭ/Турцию/Тайланд/Гонконг на случай платежных стопов.
Для премиального сегмента и крупных объемов — бронируйте квоты/мощности заранее и учитывайте риски регуляторных ограничений.


