Светлана Тома: «Случайно стала актрисой»
Без рубрики

Светлана Тома: «Случайно стала актрисой»

В этом году фильм «Табор уходит в небо» празднует большой юбилей — 50 лет! 

Светлана Тома: «Случайно стала актрисой»

В России его считают абсолютно культовым, любят смотреть и в других странах. Главную героиню в картине сыграла Светлана Тома. Сейчас актриса работает над автобиографической книгой и, скорее всего, подробно описывает, как снимался этот фильм. А мы пока решили ее об этом расспросить…

«ТОГДА БЫЛО СТРАШНО»

— Светлана Андреевна, о чем все-таки ваша будущая книга и когда она выйдет?

— Работа над книгой идет медленно, но все равно идет. Я пишу о том, с кем встречалась в своей жизни. Как пришла в профессию, вспоминаю свое детство… О детстве я могу говорить бесконечно, оно у меня было прекрасное: деревенское, пыльное, солнечное. Мой папа окончил сельскохозяйственный институт и его направили в деревню. А мама была родом из буржуазной семьи. Она училась в Бухаресте, носила шляпку, была такой интеллигентной барышней. И, как настоящая декабристка, поехала за папой в деревню… Мне Господь послал моих родителей, и я пишу об этом в своей книге. Пишу об Эмиле Лотяну, о его уникальности как художника. Он был не просто режиссер. Есть режиссеры, которые создают свои миры, и Лотяну создавал свои миры, каждый его фильм — это авторское кино. Он снимал по своим сценариям на основе хорошей классической литературы. И то, как он рассказывал истории, было гениально…

— В этом году самый известный фильм Лотяну «Табор уходит в небо» празднует большой юбилей…

— Есть фильмы, которые появляются и умирают. Их забывают, о них не говорят. Хотя их показывали в кинотеатрах, о них хорошо писали, но как-то выветриваются из памяти. Когда начинаешь новую работу, ты не знаешь, какой будет результат. А зритель за результат заплатит рублем. Плохой получится фильм — зритель скажет своему соседу: «Не ходи, не трать деньги». Хороший вый­дет фильм — люди пойдут еще и еще. Почему я всегда люблю приводить в пример картину «Табор уходит в небо»? Потому что там есть некая энергия. «Табор» столько лет живет и не умирает! К сожалению, многих уже нет из этого фильма в живых, из настоящих цыган осталась одна Аня Бобылева, в фильме она играла девочку-цыганочку с синими глазами…

Я с этой картиной объездила весь мир, скажу без преувеличения: была на всех континентах. Этот фильм купили 112 стран, и он был самым кассовым, ни одна лента до сих пор не побила этот рекорд. В нашей необъятной стране, когда я приезжала представлять картину, люди выламывали двери, стояла конная милиция! После нашей премьеры приходилось делать ремонт в кинотеатрах, потому что ломилась толпа людей. Кинотеатр не мог принять то количество зрителей, которые хотели посмотреть картину… Об этом я сейчас спокойно говорю, но тогда это было страшно. Когда ты идешь, а милиция на лошадях тебя сопровождает, чтобы ты прошла в зал. И служебный, и центральный входы были окружены огромным количеством людей, куда бы я ни приезжала. А я объездила с ним 50 с лишним стран, и это при советской власти, когда актеров не особо выпускали.

— Фильм получился действительно уникальным: уникальные локации, уникальные костюмы, уникальные персонажи. Уникальная история в конце концов…

— А все потому, что кино делали уникальные люди. Художник картины объездил все базы в поисках материала для костюмов. Тогда, в 1975-м, ничего же не было, все надо было доставать по блату, невозможно было просто пойти и купить, как сейчас. И потом из того, что нашли, надо было тоже что-то придумать. У Лотяну в голове уже сложились образы героев, он нарисовал их. Потом устраивал актерам фотопробы… На «Табор» мне приходилось пробоваться много раз, на эту роль пробовалось несметное количество актрис, я даже не могу назвать их фамилии. Мне потом показывали эти пробы, они хранятся на «Мосфильме», это огромные тяжелые альбомы, кто претендовал на мою роль. Я прошла все пробы, меня утвердили. Не буду называть фамилии тех, кого прочили на эту роль, это очень известные имена. Но Лотяну сказал, что пробы Светланы Тома настолько убедительны, что он никого не будет снимать, кроме нее. «Иначе я уйду с картины» — так он заявил на худсовете.

«ЛОТЯНУ ПИСАЛ ПАПЕ РАСПИСКУ»

— Вы очень благодарный человек. На всех творческих встречах с огромной теплотой вспоминаете режиссера Эмиля Лотяну…

— Эмиль Владимирович — это человек, который сделал мне биографию. Он подошел ко мне на улице и пригласил сниматься в кино. А у него тогда у самого был снят всего лишь дебютный фильм.

Почему я всегда говорю о том, что Лотяну сделал мою судьбу? Потому что я не считаю себя красивой, посмотрите, сколько симпатичных девочек вокруг. А я в тот день была с хвостиком, очень просто одета, на носу очки. И почему он ко мне подошел — большой вопрос. Это провидение!

Я окончила школу, поступала на юридический факультет, была совершенно провинциальной девочкой, приехавшей в Кишинев из деревни. А сам Кишинев был потрясающим городом с изумительными людьми, тогда, в советское время, в нем жили интеллигентные, образованные люди, лучшие врачи в стране. У нас английский язык знали все, кто оканчивал среднюю школу, — вот какие были педагоги! И когда мне сказали: «Девушка, не хотите сниматься в кино?», я ответила: «Нет, не хочу, до свидания. Я жду троллейбуса». Ехала на экзамены.

Но надо было знать Лотяну. Он добился, чтобы я дала телефон своих тетушек, и на следующее утро пришел с директором киностудии. У него не было героини для фильма «Красные поляны». А картина по плану уже должна была запускаться. Лотяну с директором пришел спрашивать разрешение у тетушек. Но папа, когда узнал, сказал: «Какая артистка? Вы что? Пусть она окончит институт». У него вообще слово «артистка» было нарицательным — сами понимаете, с чем оно ассоциировалось. А я была домашняя девочка, слушалась родителей.

Но самое странное, что папа стоял насмерть, а мама была лояльна. В итоге Лотяну папе дал расписку, что обязуется не мешать моей учебе, что я останусь в целости и сохранности. И ровно через семь дней я приступила к съемкам в фильме «Красные поляны». Моя героиня — такой «олененок» с большими черными глазами, которая первый раз влюбилась. Это был мой дебют. Он получился красивым, поэтическим, очень советую его посмотреть.

— Еще хотела спросить вас о фильме «Кто стучится в дверь ко мне…» Вашими парт­нерами были Шакуров, Догилева, Ливанов… По сюжету к вашей героине постучалась в дверь девочка, вы ей открыли — и в вашей семье начались проблемы. Мы всегда ищем актуальность в старых лентах, а сейчас время, когда незнакомцами пугают: кажется, что кругом одни мошенники…

— Мне очень приятно, что зрители помнят эту картину, снял ее режиссер Николай Скуйбин, он был пасынком Эльдара Рязанова, а сам Рязанов на этой картине был художественным руководителем. Но надо понимать, что фильм снимался в совершенно другое время. Тогда на дачах не отгораживались трехметровыми заборами, да и двери на лестничной площадке могли быть всегда открытыми. Соседи общались между собой, запросто ходили друг к другу в гости. Сегодня все по-другому, сегодня мы защищаем себя заборами, секретными замками, сейфами… Но эта девочка, которую великолепно сыграла Тамара Акулова, постучала в дверь к моей героине, потому что искала защиты. Она была одинокая, ее душа хотела общения, поддержки… Конечно, доля аферизма с ее стороны присутствовала, но это не тот криминал, который существует при нашей сегодняшней жизни. Вот сегодня мы думаем, что защищаем себя. Но на самом деле мы еще больше оголены и не защищены, как мне кажется…

— В картине много зимних сцен. Наверное, тяжело было в советское время зимой сниматься?

— Мы об этом тогда не думали. Ведь что такое съемки? Рабочий день начинается рано утром. Перед съем­кой уже надо быть готовым. Грим, костюм, уже тебя зовут на репетицию… А бывают ночные съемки. То есть у нас, у актеров, вообще режим сложный, и не важно, зима это или лето. Но я люблю свою работу,
не жалуюсь, во время съемок о комфорте не думаю. Я думаю о том, что с каждой картиной утекает часть твоей жизни. И что остается?.. Вот, наверное, об этом надо думать на съемках.

Средний рейтинг
0 из 5 звезд. 0 голосов.
Комментарии к записи Светлана Тома: «Случайно стала актрисой» отключены